October 2010

Графен и ДНК объединили в детектор веществ

Графен и ДНК  объединили в детектор веществ

Роль агента, который превращает графен в чувствительный "электронный  нос" (
electronic nose), сыграла изображённая здесь одноцепочечная ДНК (иллюстрация Henk W. Ch. Postma/Nano Letters).

Сотрудники университета Пенсильвании (Penn) изготовили и испытали новый детектор летучих органических веществ (ЛОВ). Для этого потребовалось весьма специфическим образом модифицировать графен.

После того как  исследователи тщательно обработали графеновые листы, очистив их от примесей, каждый такой кусочек пропитали раствором одноцепочечной ДНК с одной из двух заранее выбранных последовательностей.

Поместив детектор в камеру, учёные одновременно подавали в неё азот и то вещество, которое устройство должно было обнаружить. О появлении органических соединений сигнализировали изменения электрического сопротивления графена. Оно происходило, когда ДНК на поверхности углерода соприкасалась с "налипающими" молекулами вещества. При этом каждая последовательность оснований немного по-разному реагировала на каждое ЛОВ.

Следует отметить, что по конструкции  новый детектор весьма напоминает устройство, с которым эта же команда экспериментировала в 2005 году (о нём повествует статья в Nano Letters, PDF-документ).

Ключевое отличие: в старой серии опытов использовали полевые транзисторы, на основе однослойных углеродных нанотрубок. А применённые последовательности оснований совпадают (иллюстрация Robert Johnson).

Датчик успешно  прошёл тесты, менее чем за 10 секунд обнаружив каждое вещество из контрольного набора (в него вошли диметилметилфосфонат, пропионовая кислота, метанол, октаналь, нональ и деканаль). Для очищения поверхности и возврата в исходное состояние, как выяснилось, такому детектору требуется всего 30 секунд.

"Теперь мы  собираемся провести испытания  других последовательностей ДНК,  сконструировать опытный образец  системы из нескольких разных  датчиков и протестировать уже  её, – говорит руководитель исследования  Чарли Джонсон (Charlie Johnson). – Полагаю, такой тип детекторов не будет слишком дорогим, так как новые методы получения и обработки графена развиваются молниеносно".

Статья американцев опубликована в Applied Physics Letters. (Читайте также про лазерный детектор взрывчатки.)

Источник: Physics World

Впервые сфотографированы водородные связи

Обработанный на компьютере снимок с туннельного микроскопа: зелёным  показаны водородные связи между  молекулами (фото American Chemical Society).

Учёным из исследовательского центра Юлиха (JRU) удалось заснять водородные связи в крупной молекуле. Любопытно, что авторы работы вовсе не планировали столь яркое достижение.

Как утверждается в пресс-релизе, физики просто исследовали плоскую органическую молекулу PTCDA при помощи сканирующего туннельного микроскопа.

Два года назад  немецкие учёные уже выяснили (смотрите статью в New Journal of Physics – PDF-документ), что при использовании этого метода можно повысить разрешение картинки, если поместить охлаждённый водород между иглой и исследуемой поверхностью. В ходе нового исследования специалисты заметили любопытный побочный эффект.

На компьютерной графике, наложенной на реальный снимок, выявленные водородные связи отмечены пунктирными линиями (фото American Chemical Society).

Оказывается, добавление водорода ещё и позволяет увидеть  связи между молекулами PTCDA. Когда  учёные направили микроскоп на образцы, во всём богатстве деталей проявились не только сами молекулы – между ними удалось засечь электрический сигнал, точно в тех местах, где по расчётам должны пролегать водородные связи.

Природу данного  феномена учёные пока объяснить не могут и собираются детально его изучить в самое ближайшее время. Статья исследователей опубликована в Journal of the American Chemical Society.

Читайте также  о том, как впервые были засняты спины атомов и анатомия молекулы

Источник: New Scientist

MEMBRANA.RU

Ученые нашли способ концентрации солнечной энергии

Исследователи Массачусетского технологического института нашли способ концентрации солнечной энергии. По их мнению, новая антенна из углеродных нанотрубок позволит увеличить эффективность фотоэлектрических элементов.

Нанотрубки образуют своеобразную антенну, которая улавливает и фокусирует световую энергию, позволяя создавать меньшие по размеру, но более мощные системы солнечных элементов.

Работа Михаэля Страно и его студентов опубликована в online-издании журнала Nature Materials.

Созданная учеными антенна может быть полезна и в других областях, где потребуется концентрация солнечного света, например, в системах ночного зрения и телескопах.

Солнечные панели вырабатывают электричество путем преобразования фотонов света в электрический ток. Созданная учеными антенна увеличивает количество пойманных фотонов и преобразует их в энергию, направляемую в солнечную батарею.

Впервые учеными создано оптоволокно, состоящее из двух слоев с различными электрическими свойствами, в частности, с разной шириной запрещенной энергетической зоны.

В любом материале электроны могут находиться на разных энергетических уровнях. При соударении фотона с поверхностью материала электрон переходит в возбужденное состояние, занимая более высокий энергетический уровень, особый для каждого материала. Взаимодействие возбужденного электрона и покинутой им дырки называется экситоном, а разница энергий электрона и дырки составляет ширину запрещенной зоны.

Ширина запрещенной зоны нанотрубок внутреннего слоя меньше запрещенной  зоны нанотрубок внешнего слоя. Это  важный момент, поскольку предполагается, что экситоны перемещаются из областей с высокой энергией в области с более низкой энергией. В таком случае, экситоны с внешнего слоя перемещаются во внутренний, где они находятся в низшем энергетическом состоянии.

Следовательно, при ударе световой волны, все экситоны перемещаются в центр волокна, где происходит их накопление. Ученые пока не построили фотоэлектрическое устройство, которое использует эту антенну, но планируют этим заняться. В таком устройстве антенна должна будет концентрировать фотоны перед тем, как фотоэлектрический элемент преобразует их в электрический ток. Этого можно достичь, если антенна будет располагаться вокруг ядра из полупроводникового материала.

По утверждению ученых, коэффициент полезного действия такой солнечной батареи будет зависеть от материалов электрода.

Члены команды Страно — первые, кто получил волокна из нанотрубок с возможностью управлять свойствам различных слоев, что стало возможным благодаря новой технологии разделения нанотрубок с различными свойствами.

Хотя прежде стоимость углеродных трубок была запредельно высокой, в последние годы она заметно снизилась из-за повышения эффективности их производства.

На данный момент группа ученых работает над способами минимизации энергетических потерь и способами получения более одного экситона на один фотон. Представленные в отчете Nature Materials нанотрубки теряют около 13% поглощаемой энергии, однако ученые уже работают над новыми антеннами, потери которых составят всего 1%. Об этом сообщает Информнаука со ссылкой на EurekAlert!

INAUKA.RU

Светодиоды рекордной эффективности

Японцы создали  светодиоды рекордной эффективности Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.
Опытные светодиоды построены на основе синих светодиодов (1), покрытых частицами  жёлтого люминофора (2), расширяющими спектр. Добавкой ещё и толики красного люминофора инженеры окончательно сбалансировали излучение (иллюстрация Yukio Narukawa et al./ Nitride Semiconductor Research Laboratory, Nichia Corporation/ Journal of Physics D).

Корпорация Nichia сообщила о разработке экспериментальных светодиодов, которые благодаря нескольким усовершенствованиям в конструкции и материалах сделали большой шаг вперёд в повышении КПД источников света.

Дабы приблизить световую революцию, то есть открыть светодиодам дорогу к массовому общему освещению, специалисты Nichia обратили внимание на несколько сторон устройства приборов, влияющих на светоотдачу и эффективность. В результате родились три новых светодиода.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.
Сравнение обычных светодиодов (a) и  новых высокоэффективных (b). Здесь  видны два важных изменения. Оксид  олова индия в роли верхнего прозрачного электрода, вместо ранее применявшегося тонкого слоя никеля и золота, и сапфировая подложка с рассеивающим свет микрорельефом вместо гладкой поверхности.

Оба приёма работают на снижение поглощения и внутреннего отражения лучей, увеличивая их долю, выходящую наружу (иллюстрация Yukio Narukawa et al./ Nitride Semiconductor Research Laboratory, Nichia Corporation/ Journal of Physics D).

Первый светодиод  при токе 1 ампер выдаёт суммарный  поток в 1913 люмен (больше, чем у 100-ваттной  лампы накаливания) при КПД в 135 люмен на ватт. Заметим, некоторые  коммерческие светодиоды добрались уже до 150 лм/Вт, а лучшие опытные образцы до сего дня держали рекорд в 169. Держали, поскольку второй образец при токе в 350 миллиампер выдаёт 203 лм с КПД в 183 люмена на ватт. А третий вариант при 20 мА генерирует всего 14,4 люмена, но зато с КПД в 249 лм/Вт.

И этот же образец  при меньшем токе (5 мА) и, конечно, меньшей яркости показал рекордную  эффективность — 265 лм/Вт! А это уже совсем близко к теоретическому пределу для белых светодиодов, который японские учёные оценивают в 260-300 люмен на ватт. Для сравнения: обычные лампы накаливания выдают 13-17 лм/Вт, а люминесцентные светильники — 60-90.

Японцы утверждают, что эксперименты будут продолжены, поскольку резервы для повышения  КПД ещё есть. И хотя нынешние рекордные образцы светодиодов слишком дороги для массового выпуска, в будущем цены должны снизиться, — обещают исследователи из Nichia.

Детальнее о  достижении рассказывает статья в Journal of Physics D: Applied Physics. (Читайте также о нановолоконных лампочках, первых LED-лампочках с жидкостным охлаждением и пультом ДУ.)

Источник: PhysOrg.com

Американцы испытали теромояд.спичку

Всё, что осталось от держателя топливной  капсулы после лазерного выстрела (фото Lawrence Livermore National Laboratory).

Самая крупная  лазерная система в мире — "Национальная установка зажигания" (NIF) — на днях произвела выстрел по своей первой криогенной мишени с термоядерным топливом.

Важный и успешный тест этой установки предшествует главной  цели, ради которой и был построен колосс — устойчивому запуску инерциального управляемого термоядерного синтеза (ICF).

Как гласит пресс-релиз Ливерморской лаборатории, 192 лазера за наносекунды выплеснули мегаджоуль энергии на маленький золотой цилиндр, содержавший пластиковую капсулу со смесью обычного водорода, трития и дейтерия.

Объём энергии, обрушенный на капсулу, в 30 раз превосходил  тот, что был задействован в предыдущих похожих экспериментах на установке Omega в университете Рочестера. Это позволяет надеяться, что именно на NIF удастся реализовать 50-летнюю мечту об инерциальном ядерном синтезе.

Манипулятор с золотым цилиндром  на конце. Защитные кожухи убираются  за пять секунд перед световым ударом (фото Lawrence Livermore National Laboratory).

Первый интегрированный  тест NIF показал, что все системы  комплекса работают слаженно и просто отлично. Причём в процессе лазерного выстрела мишень сканировали 26 диагностических систем.

Эти данные помогут  физикам подготовиться к следующему этапу экспериментов — попытке поджечь в такой капсуле термоядерную реакцию. Все подробности о проекте, его предыстории и устройстве NIF можно узнать из нашего большого материала